Заместитель председателя регионального отделения партии "РОДИНА" в Республике Башкортостан Михаил Коровин выступил на уфимском собрании, посвященном проблемам ЖКХ и завышенным тарифам за отопление и горячее водоснабжение. Мероприятие прошло в городском Дворце культуры.
Согласно закону Республики Башкортостан "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Башкортостан", мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Республики, должно осуществляться в соответствии с государственной программой Республики Башкортостан (часть 1 статьи 5 закона).
Таким образом Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 г. № 296, является составляющей системы нормативно-правового регулирования в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Башкортостан.
Однако эта комплексная программа была провалена, тем самым произошло нарушение республиканского законодательства.
В частности, не было исполнено:
- снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,0 - 3,3% ежегодно и создание необходимых условий снижения данного показателя не менее чем на 40% к 2020 году по отношению к уровню 2007 года;
- снижение затрат бюджета на оплату коммунальных услуг и обеспечение государственными и муниципальными учреждениями снижения потребления энергоресурсов не менее чем на 3% в год
- ликвидация за счет государственной поддержки без учетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учёта расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей.
Согласно федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
- не допускается ввод в эксплуатацию построенных реконструированных и прошедших капитальный ремонт зданий, строений, сооружений и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям
оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 6 статьи 11 федерального закона ФЗ-261);
- организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий, способствующих энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (часть 5 статьи 12 федерального закона ФЗ-261);
- до 1 января 2021 года, организации, которые осуществляют снабжение энергоресурсами и сети инженерно-технического обеспечения, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют (части 9 и 12 статьи 13 федерального закона ФЗ-261)
Однако опять, уже федеральные нормы права не соблюдаются. Например, Региональным оператором капитального ремонта в МКД и муниципалитетами, вводятся в эксплуатацию здания прошедшие капитальный ремонт, но соответствующие требованиям энергетической эффективности. Или, до 1 января 2021 года организации, которые осуществляют снабжение энергоресурсами и сети инженерно-технического обеспечения, должны были оснастить все МКД приборами учета энергоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ (пункт 2 части 2 статьи 4 федерального закона 190-ФЗ), а также Приказом Министерства энергетики РФ "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" от 12 марта 2013 г. №103 Комиссия с участием собственника дома, организации, которая эксплуатирует здание, органов местного самоуправления, органов жилищного надзора, организации, поставляющей тепловую энергию в соответствии с договором должна была провести проверку готовности к отопительному периоду МКД, в т.ч. согласовать режимную карту, проверить устройства автоматики, провести проверку поверки приборов учета и т.д.
Подчеркну, что требования предусмотренные в рамках подготовки к отопительному сезону, касаются не только потребителей (МКД и различных учреждений), но и теплоснабжающих, теплосетевых организаций.
Напомню, что главы муниципальных образований республики повсеместно, соревнуясь между собой в сроках исполнения, делали победные реляции рапортовали о успешном окончании ими проверок по подготовке МКД к отопительному сезону (которые аккумулировались в Министерстве ЖКХ Республики Башкортостан). Однако, как сегодня мы слышим, практически повсеместно устанавливаются те или иные нарушения или требования, связанные с теплоснабжением и учетом тепла. (требования к установке и эксплуатации оборудования, ненадлежащей работоспособности автоматики и приборов учета, недостоверности/некорректности данных считываемых расходомерами и т.д.)
Из чего усматриваются признаки халатности членов комиссий и признаки фальсификации сведений в подписываемых ими, и в утвержденных Актах проверки готовности к отопительному сезону.
Отдельно напомню, что за счет средств налогоплательщиков, только из средств республиканского бюджета ежегодно расходуются сотни миллионов рублей на цели подготовки к отопительному сезону.
Таким образом следует, что нарушения в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Башкортостан, носят систематический и повсеместный характер.
С учетом вышеизложенного, хотелось бы узнать о мерах, предпринимаемых Прокуратурой Республики Башкортостан, в том числе превентивных, по устранению и предотвращению нарушений законности в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Башкортостан.
Проведена ли проверка Прокуратурой Республики Башкортостан и устанавливались ли виновные лица, виновные в вышеуказанных нарушениях законности, и в частности:
- не исполнении требований/параметров комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», являющейся составляющей системы нормативно-правового регулирования в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Башкортостан
- по массовым фактам не работоспособности, некорректности работы автоматики и приборов учета тепла, после проведения проверок, подписания и утверждения Актов проверки готовности к отопительному сезону.
Какую позицию занимает Прокуратура Республики Башкортостан к тому, что не опубличиваются следующие сведения (информация):
- в системе ГИС ЖКХ не размещается информация о совокупных объемах потребления многоквартирными домами энергоресурсов, что в частности препятствует сопоставлению данных по годам/месяцам в целом по дому (напомню, что после по сути принудительного перевода на прямые договора, свободный доступ имеется только к сведениям по отдельной квартире и что усложняет и естественно делает попросту экономически не целесообразным, для отдельного потребителя, обращаться в суд при споре с ресурсоснабжающими организациями)
- не размещения Комитетом по тарифам, информации о тарифах на энергоресурсы, в разрезе компонентов и составляющих тарифа, с соответствующим документальным обоснованием, что препятствуют обычным жителям республики оспорить обоснованность тарифа, ввиду отсутствия доступа к сведениям, которыми обосновывается этот тариф. Хотя это не должно вызывать затруднения в наш информационный век, тем более с учетом курса на цифровизацию экономики, и значительными средствами налогоплательщиков выделяемых госорганам на цифровизацию.
Статья 6 "Виды информации, размещаемой в системе" Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" Частью 5 статьи 12 федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий, способствующих энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
А повсеместно применяемые в республике приборы учета тепла не фиксируют сведения о температуре наружного воздуха (кроме прямо предусмотренных показателей, - массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов), что препятствует, используя программное обеспечение, автоматически сопоставлять учтенные и признаваемыми ресурсоснабжающими организациями данные, предусмотренному режиму теплоснабжения. Хотя установка температурного датчика наружного воздуха и перепрограммирование и настройка общедомовых приборов учета, не требует значительных денежных трат и возможна в рамках перечня мероприятий, которые ежегодно должны предлагаться ресурсоснабжающими организациями.